ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. Русская летописная история. Сопроводительный том
136 Русская летописная история ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– К тому времени, когда составители Лицевого свода приступили к изложению событий XIII в., в организации их работы выявилась отчетливая тенденция. Миниатюры уже занимают всю поверхность отводимой им части листа, фигуры людей становятся крупнее, стройнее, четче выделяются главные персонажи летописи, элементы архитектуры строго ограничивают рамки миниатюр, соответствующие границам текста. В целом миниатюры становятся несколько унифицированными, они все более теряют индивидуальность, что свойственно коллективной работе мастеров, объединенных общим характером работы. Время создания Лицевого свода – одна из самых спорных проблем отечественного летописания. Не вдаваясь в подробности дискуссии, можно указать лишь на водяной знак бумаги («Двойная лилия»), датированный последним ее исследователем А.А.Амосовым (Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. С. 156 –222) , полагавшим, что появление ее в Москве приходится на 1574 г. Соответственно ранее этого времени рукопись не могла быть написана. Текст рукописи опубликован: − Древняго Летописца часть первая, содержащая в себе повесть произшествий, бывших в России... начиная с 6762/1254 года до 6887/1379... СПб., 1774. − Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. Х (VIII) . Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). СПб. Тип. МВД. 1885; Т. XI . СПб. И.Н. Скороходова, 1897. − ПСРЛ. Т. Х –XI . Патриаршая или Никоновская летопись (Фототипическое переиздание). М., «Наука», 1965. − ПСРЛ. Т. Х –XI . Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). М., Изд. «Языки русской культуры», 2000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=