ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. Русская летописная история. Сопроводительный том
86 Русская летописная история ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Москве (ср.: VII , 114 и Х, 61 – 62); известия о целовании креста Юрию Всеволодовичу (ср.: VII , 117 и Х, 63 – 64), о княжеском съезде 1213 г. ( VII , 118 и Х, 66), о закладке Спасского собора в Ярославле (ср.: VII , 124 и Х, 76 – 77), о встрече Константина и Юрия Всеволодовичей во Владимире и вокняжении Владимира Всеволодовича в Стародубе (ср.: VII , 125 и Х, 78 – 79), о принесении во Владимир мощей («часть некую от страстей господних») (ср.: VII , 125 и Х, 79), о взятии Галича Мстиславом Мстиславичем (ср.: VII, 126 и Х, 82); рассказ о походе Святослава Всеволодовича на болгар в 1219 г. (ср.: VII, 126– 128 и Х, 83 – 86); известия о приходе Литвы к Чернигову, о походе Мстислава Романовича к Галичу и преставлении княгини Агафьи, жены Константина Всеволодовича (ср.: VII , 128 и Х, 86) . Поэтому они, скрупулезно используя имевшиеся в их распоряжении источники, расширили повествование, придав отдельным его частям вид самостоятельных повестей. К таковым можно отнести Повесть о приходе Андрея Боголюбского к Новгороду в 1171 г. 13 , Повесть о походе Игоря Святославича в 1185 г. 14 , Повесть «О убиении князя Андрея Юрьевича от Кучковичей в Володимери» 15 , Повесть о битве на Липице (ср.: VII, 123– 124 и Х, 74 – 76), Повесть о взятии Константинополя крестоносцами под 1204 г. (ср.: VII, 109– 111 и Х, 37 –41) 16 , Повесть «О Калках, о избиении русских князей» в 1225 г. (ср.: VII, 129– 130 и Х, 89 –90) 17 Заимствования из Степенной книги в Лаптевском томе Лицевого свода выявлены: в рассказе о походе Андрея Боголюбского к Новгороду в 1171 г. (ср.: XXI, 237– 239 и IX, 241– 244), широко известном по иконе «Чудо от иконы "Знамение" в Новгороде» («Битва новгородцев с суздальцами», в Житии Александра Невского (ср.: XXI, 279– 287, 289 и Х, 118–128, 134–135, 138– 139), в известии о преставлении Варлаама Хутынского (ср.: XXI, 278 и Х, 128), в «Повести об убиении князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора от царя Батыя в Орде» (полностью заимствована из Степенной книги, ср.: XXI, 267– 277 и X, 243–254). , похвала Ярославу Всеволодовичу (ср.: VII , 56 и Х, 133). 18 Самыми крупными отступлениями от последовательно - хронологического способа изложения в составе Лаптевского тома стали Житие Александра Невского (ср.: VII, 149– 151 и Х, 123 –128) 19 и Повесть о Михаиле Черниговском, а также пространная вставка с родословием Сербских деспотов, фрагменты истории Болгарского 20 («нам по крещению братия и сродницы» 21 ) и Греческого (Византийского) 22 Текст Лицевого свода в основной части заимствовался непосредственно из источника, размеченного полистно восковыми каплями. Переписчик руководствовался указаниями составителя: на чистом листе было указано число строк, которые он должен царств. Если повествования об Александре Невском служили прославлению подвигов святых - воинов, защитников Отечества, то родословие и история православных стран должны были подчеркнуть родственные связи московских государей с сербскими деспотами, религиозную близость и династическую преемственность Византии и Москвы. 13 Читатель, возможно, знаком с ее фабулой по иконе «Чудо от иконы "Знамение" » в Новгороде. 14 См.: Морозов В.В. Лицевой летописный свод о походе Игоря Святославича // Труды Отдела древнерусской литературы. М., 1985. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. С. 520 –536. 15 ПСРЛ. Т. IX . С. 249 –250. 16 ПСРЛ. Т. X . С. 37 –42. 17 ПСРЛ. Т. Х. С. 89 –92. 18 ПСРЛ. Т. Х. С. 237 –244. 19 ПСРЛ. Т. Х. С. 118 –128. 20 ПСРЛ. Т. X . С. 43, 45. 21 ПСРЛ. Т. XI . С. 229. 22 ПСРЛ. Т. Х. С. 43 –49.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=