ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. Русская летописная история. Сопроводительный том

Лаптевский том 87 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– был оставить для миниатюры (как правило, от 20 до 24) . 23 Однако для отдельных известий (состоящих из фрагментов двух и более источников, таких как Житие Александра Невского 24 Работа миниатюристов Лицевого свода была организована следующим образом. Лист с уже написанным на нем текстом поступал к опытному художнику – «знаменщику», который делал предварительный эскизный набросок (листы в этой стадии сохранились в Царственной книге). Затем рисунок уточнялся, детализировался, после чего его раскрашивали, как правило, менее умелые мастера. Окончательный облик миниатюра приобретала после того как рука опытного мастера вновь повторяла контуры рисунка, особенно – складки одежды, архитектура. Очень тонкими линиями чернил рисовали лицо: глаза, нос, борода и волосы на голове, выбивающиеся из под шапки. Миниатюристы Лицевого свода последовательно выполняли принципы работы акварелью: от светлого они шли к темному. Поначалу миниатюра прокрывалась легкой прозрачной краской, которая в необходимых местах постепенно уплотнялась. Этот способ принципиально отличается от иконописной техники, где после «роскрыша» пробеливались освещенные места. Лица на миниатюрах не раскрашивались, наносились лишь очень легкие прозрачные « тени » охрой. Изменение первоначального текста редактором - составителем Лицевого свода вызывало и изменение миниатюры. Но не только текстом руководствовался художник. Сказывался в миниатюрах и личный опыт мастера, и знание им текста иной редакции, а также личные симпатии ), вероятно, писали специальный текст. 25 . С изменением текста, по каким - либо причинам не удовлетворившего редактора, переработке подвергалась и миниатюра. Но поскольку в пределах Лаптевского тома первоначальные листы не сохранились, указать на такую переработку сложно 26 . В отдельных случаях «исправление» миниатюр осуществлялось, вероятно, по устному распоряжению редактора. Примером такого «исправления» может служить последовательное закрашивание чернилами фигуры молодого человека, постоянно изображаемого рядом с Иваном III . Это – Иван Иванович Молодой. Вероятно, редактор, ознакомившись с уже готовой частью Лицевого свода (она была даже расцвечена) , распорядился (скорее всего, устно, так как приписок на листах с такими изображениями нет) удалить на л. 289 об., 290, 290 об., 300, 312 об. ( Шумиловский том) изображение Ивана Ивановича, чей сын Дмитрий был поставлен на великокняжеский престол еще при жизни деда (1498 г.), а позднее (1502 г.) тем же дедом сведен. Великим князем стал Василий III (1505 г.), формально права на престол не имевший (события эти нашли яркое отражение в искусстве ). 27 23 Так, В.Ф.Покровской удалось найти непосредственный источник Лицевого свода, размеченный воском – русский перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия из Соловецкого монастыря (БАН, Солов. 8). См.: Покровская В.Ф . Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.; Л., 1966. С. 5 –19. Художник, выполняя распоряжение, зачернил нежелательное изображение, поскольку оно находилось на фоне черного проема в интерьере здания (при внимательном рассмотрении первоначальное изображение все - таки 24 Непосредственное сопоставление текста Жития Александра Невского с его источниками, Воскресенской и Никоновской летописями и Степенной книгой см.: Лицевой летописный свод XVI в.: методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 37 –38. 25 Выбор сюжетов миниатюр, по мнению С.О. Шмидта, определял не только текст, но и социально – политические воззрения летописцев и художников. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973. С. 63 –64. 26 Впрочем, такую переработку можно видеть при сопоставлении Синодального тома и Царственной книги ( Протасьева Т.Н. К вопросу о миниатюрах Никоновской летописи (Син. № 962) // Летописи и хроники. Сборник статей 1973 г. М., 1974. С. 286. См. также: Подобедова О.И . Миниатюры. С. 148.).. 27 Щепкина М.В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века // Труды Государственного исторического музея. М., 1954. Вып. XII . С. 8 –12.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=