Всемирная СТ
Музейский сборник – первая книга Лицевого летописного свода XVI века Лицевой летописный свод – важнейший памятник письменного наследия Древней Руси. Созданный для царя Ивана Грозного в конце 1560 - х – нач. 1580 - х гг., Лицевой летописный свод охватывал мировую историю, начиная с сотворения Богом неба и земли и заканчивая событиями, современными времени создания свода. В него вошли Библейские книги, средневековые исторические романы о Троянской войне и Александре Македонском, повествования о древнем Риме и истории Византии; они были продолжены русскими летописями, освещающими события отечественной истории на протяжении четырех с половиной столетий – с 1114 по 1567 гг. Сложная структура Лицевого летописного свода следовала принципам составления Хронографов, необходимой начальной частью которых являлось включение «исторических» библейских книг, полных либо в сокращенном пересказе. Исследователи сходятся во мнении о личной инициативе Ивана Грозного в деле создания этого грандиозного историографического труда, допуская и возможное участие самого царя в работе над сводом. Уникальным явлением русской средневековой культуры делает данный памятник наличие сопровождающих текст многочисленных изображений. Здесь Иван Грозный вполне следовал обычаям европейских дворов (даже превосходя их обширностью замысла), где для королей и герцогов с давних времен создавались подобные прекрасно иллюстрированные библейско - хронографические компиляции. Над созданием миниатюр трудилось не менее 10 – 12 художников, профессионально владеющих приемами книжной графики, получившей особое развитие в русском искусстве XVI в. Великолепная многоцветная раскраска должна была подчеркнуть драгоценность и роскошь этой поистине царственной монументальной книги, выполненной в единственном экземпляре и предназначенной лишь для царя и его семьи. Но громадный по объему труд писцов и художников Лицевого летописного свода, был, вероятно, прерван вскоре после смерти Ивана Грозного в 1584 г. Рукопись не была полностью закончена и длительное время хранилась в Московском Кремле в виде стоп тетрадей и отдельных листов. Постепенно, скорее всего, после событий Смутного времени, части Лицевого свода стали переходить в иные места хранения, как в пределах царского и патриаршего дворов, так и к новым владельцам – частным лицам. При этом фрагменты рукописи переплетались в самостоятельные кодексы: делалось это неоднократно, как можно судить по их современному состоянию. В настоящее время Лицевой летописный свод представляет собой десять фолиантов, находящихся в разных книгохранилищах России – отделах рукописей Государственного Исторического музея (Москва), Библиотеки Российской Академии наук и Российской Национальной библиотеки (Санкт - Петербург). Начало изложения мировой истории открывает «Музейский сборник», хранящийся в Государственном Историческом музее. В научных трудах, посвященных Лицевому летописному своду, встречается другие его названия, соответствующие содержанию – «Хронограф ГИМ», «1 - й Хронографический сборник» или «Библейские книги со вставками из Хронографа», но все же общепринято называть его Музейским сборником по месту хранения. По парадоксальному стечению обстоятельств именно этот начальный том стал известен ученым самым последним среди других частей Лицевого летописного свода, будучи приобретен Историческим музеем у частного лица только в 1897 г. В научный оборот его ввел выдающийся филолог и историк древнерусского искусства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=