Всемирная СТ

Всемирная история ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 16 основатель Отдела рукописей ГИМ В.Н.Щепкин, который опубликовал его описание и исследование. 1 Более половины Музейского сборника занимают первые семь книг Ветхого Завета. Это Пятикнижие, автором которого считается пророк Моисей: Бытие (лл. 2 – 160); Исход (лл. 161 – 232 об.); Левит (лл. 233 – 280 об.); Числа (лл. 281 – 388 об.); Второзаконие (лл. 390 – 442 об.). Затем следуют книга Иисуса Навина (лл. 443 – 511) и книга Судей Израильских (лл. 512 – 587 об.). Таким образом, Музейский сборник содержит историю сотворения Богом космоса, земли и человека; повествования о первородном грехе и изгнании Адама и Евы из Эдема, об убийстве Каином своего брата Авеля и о поколениях первых людей на земле до всемирного потопа. Далее следуют сказания о расселении потомков праведного Ноя и о начале еврейского народа, история которого и составляет главное содержание включенных в Музейский сборник библейских книг, вплоть до эпохи судей, управлявших Израилем в отсутствие царской власти. Книга Руфь, которая по христианскому канону Священного Писания следовала непосредственно после книги Судей, завершая так называемое Восьмикнижие, хранится в настоящее время в БАН, в составе продолжающего Лицевой свод Хронографического сборника. Но по кодикологическим признакам (бумаге и почерку) она некогда непосредственно завершала ветхозаветную часть Музейского сборника. 2 Канонические тексты дополнены еще несколькими вставками из Хронографа и Толковой Палеи, обогащающими представления средневекового читателя о событиях и личностях библейской истории. Это статья о Серухе и начале идолопоклонства (лл. 18 – 19 об.) и сокращенная версия апокрифа «Откровение Авраама» (лл. 20 – 25 об.), живо и образно повествующего об отвержении праотцем Авраамом идолопоклонства и приходе к осознанию единого Бога – творца мира и человека. Вставкой является и статья «О убиении Исавли» (л. 107), а также «Заветы 12 патриархов» (лл. 144 об. – 149 об. , 152 – 160), в которых поучения ветхозаветных праотцев потомкам были символически истолкованы как пророчества о грядущем воплощении Сына Божия – Иисуса Христа и воспринимались уже в духе христианской нравственности . При этом можно все же говорить о наличии восьми библейских книг в Музейском сборнике, т.к. составителями Лицевого летописного свода в повествование Бытия была включена библейская книга Иова в сокращенной версии Хронографа (лл. 99 – 105 об.). Это было сделано согласно хронологической канве, по которой Иов Праведный представляет пятое поколение среди потомков праотца Авраама. Таким образом, в Музейском сборнике полностью переписаны и проиллюстрированы восемь книг Ветхого Завета. После библейских книг следует легендарная история создания древнего города - государства Трои вплоть до ее разрушения греками, согласно представлениям средневековой хронографии пришедшемуся на время первых израильских царей Саула и Давида. Троянская история в «Музейском сборнике» изложена в 2 - х вариантах. В основу ее сюжета были положены предания о троянской войне XIII в. до н.э., восходящие не столько к «Илиаде» Гомера, сколько к эллинистическим литературным произведениям. 1 Щепкин В.Н. Два лицевых сборника Исторического музея // Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским Археологическим Обществом. Вып. 4. М., 1897. С. 6 – 32. Щепкин В.Н. Лицевой сборник Императорского Российского исторического музея // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. IV . Кн. 4. СПб. 1899. С. 1345 – 1385 (отд. оттиск – СПб., 1900). 2 Амосов А.А . К вопросу о времени происхождении Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1978. С. 20 –21. Амосов А.А . Из истории создания Лицевого летописного свода (организация работ по написанию рукописей) // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. третий. М., 1983. С.213 – 224.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=