Всемирная СТ

Музейский сборник ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 17 В средневековой Европе на тему Троянского эпоса в разное время было написано несколько сочинений в стихах и в прозе. Наибольшую популярность приобрел латинский роман «История разрушения Великой Трои», созданный в конце XIII в. Гвидо де Колумна, придворным поэтом императора Священной Римской империи и Сицилийского короля Фридриха II . В конце XV – начале XVI в. этот роман был переведен с латыни на русский язык, как предполагают исследователи, с печатного издания 1489 г. Музейский сборник содержит один из наиболее ранних сохранившихся списков этого произведения. Текст Троянской истории Гвидо де Колумна расположен на лл. 588 – 1002 об., 1029 – 1031об., причем в начале недостает нескольких утраченных листов. На лл. 1003 – 1028 вставлен второй вариант Троянской истории – «Повесть о создании и попленении Тройском», составленный уже русскими книжниками и входивший в состав Хронографа; там были использованы более ранние южно - славянские произведения на тему Троянской войны, дающие иную версию событий и судеб главных героев. Первая часть Музейского сборника является уникальной русской лицевой Библией, отличающейся предельной полнотой отражения текста в иллюстрациях. Для Ивана Грозного особенно важны были рассказы ветхозаветных «исторических» книг о воинских деяниях библейских героев – Моисея, Иисуса Навина, Гедеона, которые традиционно воспринимались как прообразы идеального правителя и военачальника, благочестивого исполнителя воли Господа. Не случайно сценами их побед над врагами была украшена «Золотая Палата» – тронный зал Кремлевского дворца Ивана Грозного. 3 Миниатюры демонстрируют великолепное знание художниками норм канонической иконографии с ее византийскими основами, но в то же время удивительную гибкость и свободу в сочетании традиционного формального языка древнерусского искусства с элементами западноевропейского рисунка и гравюры. Это было давно подмечено исследователями, начиная с Н.В.Султанова и В.Н.Щепкина, писавшими о мотивах западно - европейской архитектуры в миниатюрах Лицевого летописного свода, и до Ю.А.Неволина, обнаружившего признаки использования конкретных немецких и нидерландских гравюр. Помимо изобилия батальных сцен – битв, осады городов, художественные особенности миниатюр «Музейского сборника» многими нитями связаны с иконографическими и стилистическими новациями монументального и станкового искусства эпохи Ивана Грозного, насыщенного символикой, полного «отсылок» к богословским толкованиям. Текст библейских книг в Музейском сборнике, за исключением упомянутых апокрифических вставок из Хронографа, соответствует каноническому тексту Геннадиевской Библии 1499 г. Но, поскольку составители Лицевого свода в данном случае иллюстрировали не только Священное Писание, а как бы священную основу мировой истории во всей ее полноте, миниатюры могли быть дополнены деталями, известными из Священного предания и богословских сочинений (например, на миниатюре л.3 изображено не упомянутое в тексте низвержение с небес ангельским воинством злых духов в 4 - й день творения ). 4 Высокое композиционное мастерство проявляют художники в раскрытии главных и побочных сюжетных линий повествования, умение выделить важнейшие смысловые моменты и дать их пространственно - временное окружение, подчеркивающее саму динамику библейского рассказа. Равноценное отношение к тексту и изображению привело 3 См. Подобедова О . И . Московская школа живописи при Иване IV . Работы в Московском Кремле 40 - х –70- х годов XVI в. М., 1972; Флайер М. К семиотическому анализу Золотой Палаты Московского Кремля; Роуленд Д. Две культуры – один тронный зал // Древне - русское искусство. Русское искусство позднего средневековья. XVI в. СПб., 2003. С. 178 – 187; 188 – 201. 4 Султанов Н.В. Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях// Памятники древней письмености и искусства. СПб., 1881. Вып. 8. С. 1 – 41; Неволин Ю.А. Новое о кремлевских художниках - миниатюристах XVI в. и составе библиотеки Ивана Грозного // Советские архивы. 1982. № 1. С. 68 – 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=