Всемирная СТ

Всемирная история ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 22 Распределение комплекса водяных знаков по листам «Музейского сборника» подробно исследовано В.Н.Щепкиным (филиграни 8 и 9 названы им «мелкие малоизвестные клейма»). Согласно его выводам, основные водяные знаки библейской части – кувшины и тиара (1 – 3), кабан (6). Незначительны вставки бумаги со знаком медведя (4) и руки (5). Интересно, что два вставных лл. 22 – 23 с текстом апокрифа «Откровение Авраама» имеют филигрань ARP (9), что может указывать на более позднюю редакторскую вставку. Троянская история имеет основные водяные знаки – кабан (6), полумесяц с литерой «Н» (7) и буквенные сочетания (8, 9). Данные филигранологического анализа позволили Б.М. Клоссу и А.А. Амосову определить по «пластам» бумаги последовательность работы над частями Лицевого свода и аргументировать их датировку: начало переписки и иллюминирования библейских книг отнесены к 1569 г., завершение всей хронографической части свода – около 1572 г. 7 Почерки. В Музейском сборнике отчетливо прослеживаются несколько почерков, различающихся между собой как общей манерой письма, так и характерными начертаниями отдельных литер. В то же время справедливо утверждение В.Н.Щепкина, что все они относятся к одной школе, «для которой процесс письма был еще искусством». 8 Большую «чересполосицу» почерков можно видеть в Троянской истории на лл. 588 – 1031. Там появляются 5 - й и 6 - й почерки, которые чередуются с «основным» порой буквально постранично. Такое разнообразие «рук» писцов и в то же время их следование в русле определенной каллиграфической школы говорит о хорошем профессиональном скриптории, в котором создавалась гигантская лицевая мировая история Ивана Грозного. 1- й почерк на л. 1 – 17 имеет особо каллиграфический характер, с разнообразными вариантами начертания литер, украшениями в виде точек и насечек, замысловатыми лигатурами. Смена почерка хорошо видна с л.18 (после лакуны текста): он становится более крупным и простым, получает легкий наклон вправо и носит более «деловой» характер. При этом начертания многих литер совпадают с манерой письма лл. 1 – 17, так что правомерно видеть здесь одного и того же писца, который избирает для себя более удобный по темпу тип письма для гигантского объема текста, который ему предстоит выполнить. Этот почерк встречается на протяжении и всей библейской части, и Троянской истории, являясь основным для всего Музейского сборника. В дальнейшем идет чередование писцов, от целых массивов текста до страниц и нескольких строк. 2 - й почерк четко различим на вставных лл. 22 – 23 об. 3 - й почерк впервые встречается в книге Исход (л. 162 – 184 об.), в дальнейшем чередуясь с 1 - м почерком (в его 2 - й манере) и 2 - м. Чередование 1 - го и 2 - го почерков господствует и в книгах Левит и Числа. Особым, 4- м почерком написана большая часть Второзакония (отдельные строки этого почерка встречались и в предыдущих частях), крупные массивы текста книг Иисуса Навина и Судей. При этом довольно большие отрывки в этих книгах переписаны «основным» (1 - м) писцом. Вязь. Наиболее изящной и тонко выполненной киноварной вязью (высота строки 3,2 см) выполнено заглавие библейских книг на л.2 об., с высоким «показателем вязи» – соотношением ширины и высоты литер, с украшениями и изобретательными соединениями «штамбов» букв. Столь же искусна, но более растянута и «прозрачна» при той же высоте (3,2 см) строка вязи в заглавии книги Исход на л.161. Более простой и чуть более массивный вариант (высота 2,4 см) в начале книги Левит, где вязь заглавия вписана 7 Щепкин В.Н. Лицевой сборник Императорского Российского исторического музея // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. IV . Кн. 4. СПб. 1900. С. 11 – 14; Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI – XVII веков. М., 1980. С. 2 45; Амосов А.А . Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. 8 Щепкин В.Н. Лицевой сборник…. СПб., 1900. С. 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=