Всемирная СТ
Всемирная история ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 310 Этот год стал началом работы над Лицевым сводом. 52 Не менее блестяще исследователю удается определить и время завершения работы над Сводом. Для этого он предпринимает анализ бумаги всех 12 сохранившихся экземпляров напечатанной в Александровской слободе Андроником Невежей Псалтыри, работа над которой велась с 20 июня 1576 г. по 31 января 1577 г. И делает вывод о том, что по сортам бумаги и расположению понтюзо книга отчетливо делится на две части: бумагу первой представляют листы, на которой писались последние тома Лицевого свода (второго типа), во второй части использовалась особая партия бумаги, специально приготовленная для типографии, часть филиграней которой идентичны филиграням третьего типа бумаги Лицевого свода (гроздь винограда с литерами « BG», «DD», «DR »). Часть этой бумаги, в т.ч. с другими филигранями («крест», «цветок») была использована Андроником Невежей для своего следующего издания Часовника. Все вышеизложенное позволяет Б.М. Клоссу сделать убедительный вывод о том, что начало работы над печатной Псалтырью является временем окончания работ над Лицевым сводом: «Вполне очевидно, что образование бумажных запасов на Печатном дворе в Александровской слободе следует соотносить с завершающей стадией работы по созданию Лицевого свода, когда бумага основной части Свода была полностью изъята из книгописной мастерской (она образовала первую стопу бумаги в слободской типографии), так что отредактированный летописный текст за 1533 – 1567 гг. пришлось перебеливать на уже совершенно новой бумаге, выделенной в скромном количестве из партии бумаги, закупленной для изданий Андроника Невежи». Составление его хронографической части началось на бумаге, имевшей хождение в самой слободе в 1568 – 1569 гг., в частности, с филигранями «кувшин» и «тиара». 53 Подводя итоги, можно сказать, что на основании анализа филиграней и почерков Б.М. Клоссу удалось сделать убедительный вывод об одновременном создании всех 10 сохранившихся томов Лицевого летописного свода между 1568 и 1576 гг. в царской книгописной мастерской, находившейся при соборной церкви Покрова Богородицы в Александровской слободе. «Наиболее злободневная последняя часть свода, охватывающая царствование Ивана Грозного (статьи 1533 – 1567 гг.), была окончена около 1575 г. и представлена на рассмотрение царю. Данная часть летописи вызвала явное неодобрение царя, по его указанию текст подвергся существенной переработке, причем были включены материалы, обличающие боярские «смуты и мятежи» и оправдывающие действия царя по искоренению «измены». Недовольство царя составителями Свода привело к тому, что вся оставшаяся бумага была изъята из книгописной мастерской и передана на нужды слободской типографии. Последний этап работы над Лицевым сводом, связанный с перебеливанием отредактированного текста и переделкой миниатюр, датируется 1576 г., но труд по каким - то причинам не был завершен». 54 Хочется подчеркнуть, что, несмотря на наличие трех разнородных и казалось бы разновременных слоев бумаги в Лицевом своде, Б.М. Клоссу удается привести исчерпывающие аргументы, объясняющие этот факт и доказывающие отсутствие временного разрыва в их использовании. Кроме того, его исследование наглядно демонстрирует шаткость абсолютизации метода «черных дат» филиграней в датировке рукописей: бумага точнодатированной слободской Псалтыри уже в 1576 г. содержит знаки, сходные с которыми в западноевропейских документах, согласно справочникам филиграней, датируются на 3 – 8 лет позднее. 55 Следующая работа, посвященная анализу водяных знаков Лицевого свода, принадлежит А.А. Амосову. В основе вышедшей посмертно в 1998 г. монографии «Лицевой летописный свод Ивана Грозного» лежит докторская диссертация ученого, защищенная им в 1991 г. С удивлением можно отметить, что А.А. Амосов не счел нужным не только упомянуть работу своего предшественника Б.М. Клосса в историографическом обзоре и не 52 Клосс , 1980. С. 245. 53 Там же. С. 248 -249. 54 Там же. С. 265. 55 Там же. С. 248.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=