Всемирная СТ
Водяные знаки Лицевого летописного свода –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 311 учитывать его систему аргументов в классификации водяных знаков и выводов из них, но и не ссылаться на его находки (в частности, привлечение данных слободских изданий), излагая их от своего имени. Реакция на монографию Б.М. Клосса отразилась лишь в одной небольшой главе в конце работы с характерным названием «Точный хронологический рубеж: ошибки в гипотезе Б.М. Клосса». В целом, результаты исследования А.А. Амосова нельзя оценить однозначно. Вслед за В.Н. Щепкиным и Б.М. Клоссом, но без упоминания предшественников, исследователь работает над задачей выделения пластов бумаги с разными филигранями. Формулируя эту идею от своего имени, он приходит к выводу о том, что в бумаге Лицевого свода можно встретить одинаковое последовательное чередование сразу нескольких пластов бумаги, которые свидетельствуют о синхронной работе над этими комплексами. 56 Попытка сравнения им бумаги первых двух томов также вызывает возражение и даже недоумение. А.А. Амосов никак не комментирует наличие в первом томе особого пласта бумаги, который в других томах не встречается. Поэтому его обобщающая таблица соотношения филиграней двух первых рукописей выглядит некорректно: если исключить заведомо уникальные знаки, сравнение проводится лишь по трем позициям – кабан, «Н» в полумесяце и «монограммы и б/ф», т.е. без филиграней. В таблице указано лишь общее число знаков, при этом количество филиграней кабан и «Н» в полумесяце в Музейском сборнике явно превосходит по отдельности кодексы А и В Хронографического сборника. Это делает безосновательным и не очень понятным вывод исследователя: «Из таблицы следует, что первые восемь библейских книг начаты написанием ранее всех прочих, и это лишь подтверждает установившееся в историографии мнение об очередности создания рукописей Свода. Работа над ними была в основном закончена до начала «Троянской истории» [ входит в Музейский сборник – Е.У. ] и кодексов «А» и «В» Еллинского летописца. Работа над Троянской историей и Еллинским летописцем, как показывает чередование знаков бумаги, происходила параллельно... Только после завершения работы над кодексом А была начата переписка продолжения Еллинского летописца от императора Тита». Это явление А.А. Амосов наблюдает во втором томе – Хронографическом сборнике, который он делит на две части – кодексы А и В: первая содержит текст от начала Книги Царств до Александрии, вторая – от начала Александрии до начала царствования имп. Веспасиана (без указания листов). Увиденная им последовательность филиграней, повторенная в обеих частях, следующая: кабан, литера «Н» в полумесяце, литеры « ID » под короной, бумага без знака, литеры « AF » под короной, литеры « PR » под лилией, литеры « BV » под короной и лилией, литеры « IL » под лилией, литеры «ВВ» под короной, литеры « IR » с лилией, литеры « APR» под короной. Однако при описании этого явления в подтверждение своего наблюдения исследователь нигде не приводит ссылки на листы рукописи, даже в составленной им таблице. В ней фиксируется лишь общее количество листов с каждой филигранью в частях А и В, что не является аргументом. Последовательность пластов бумаги существенно отличается в обозначенных А.А. Амосовым частях, но ее можно найти при сравнении части В со второй частью другого тома – Музейского сборника. 57 Рассуждения исследователя о последовательности и соотношении пластов бумаги в остальных томах Свода можно также не принимать в расчет, поскольку он нигде не приводит никаких данных о последовательности использования бумаги с тем или иным знаком, ни разу не дает ссылку на листы рукописи, а лишь довольствуется фиксацией в таблицах общего количества листов с каждым знаком в томе. Как покажет полистная роспись филиграней Свода, нумерация последовательности пластов бумаги А.А. Амосовым в каждом томе чаще всего является произвольной, их определение – очень приближенным, Последний вывод противоречит трем предшествующим главам работы, в которых исследователь пытался доказать синхронность работы над кодексами А и В. Что на самом деле имел в виду А.А. Амосов, остается загадкой. 56 Амосов , 1998. С. 146 -148. 57 Там же. С. 151 -152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=