Всемирная СТ
К факсимильному изданию Лицевого летописного свода ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 5 Лаптевский том (РНБ). 1005 л., 1951 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1116 - 1252 гг. Остермановский первый том (БАН). 802 л., 1552 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1254 – 1378 гг. Остермановский второй том (БАН). 887 л., 1581 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1378 – 1424 гг. Шумиловский том (РНБ). 986 л., 1893 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1425, 147 2-1533 гг . Синодальный том (ГИМ). 626 л., 1125 миниатюр. Изложение отечественной истории за 1533 -1542, 1553- 1567 гг. Царственная книга (ГИМ). 687 л., 1291 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1533 - 1553 гг. Первой частью Лицевого свода, доступной изучению, стали листы о событиях отечественной истории 1533 - 1553 годов. Историк князь М.М.Щербатов велел их переплести, и издал в 1769 г. этот текст под названием «Царственная книга». Специально исследованием отдельных «томов» Лицевого свода и всего летописного свода в целом (и текста, и миниатюр, и бумаги) занялись лишь в конце XIX в. С рубежа XIX и XX вв. прижилось и определение его историком А.Е.Пресняковым – «историческая московская энциклопедия XVI века». Лицевой свод можно так называть не только из - за имевшихся там сведений об исторических (или казавшихся такими) явлениях. Но и потому, что тем самым получаем представление и об общественно - историческом мышлении тех лет и о способах – "обычае", как выражались в окружении Ивана Грозного, – извлечения и демонстрации исторической информации. Уже авторами древнейшего летописного общерусского свода «Повести временных лет» в XI веке отечественная история мыслилась во взаимосвязи с всемирной историей, начинавшейся, как полагали – с описанного в Библии. При этом в Средние века выделялось то, что казалось наиболее значительным (а также и знакомым из предшествовавшей литературы). А общий путь развития мировой истории – по понятиям российских книжников XVI в. – это переход центра мира из Райского сада в Палестину, а затем последовательно через Вавилон и Персию, державу Александра Великого и императорский Рим, Византию и славянские государства на Балканах – в Россию, в Москву. В этой системе циклов мировой истории (присущей историческим обобщениям в средневековой Европе) Российское государство, особенно после венчания Ивана IV на царство, представлялось как высшая из достигнутых человечеством ступеней. При таком жестком и строго оценочном определении глобального пути мировой истории очевидно, что за пределами его остались многие страны, народы, эпохи. Но избранное для описания изображалось с подробностями; и для повествования о каждом историческом цикле отбирали наиболее известные тогда историко - литературные источники в переводной литературе, и в литературе отечественного происхождения. Текст Лицевого свода – компиляция из сочинений предшествовавшего времени. Однако постепенно выясняется, что не довольствовались копированием текста одной рукописи: привлекались зачастую и другие списки этих сочинений, вносились не только грамматические исправления и стилистические изменения. Кропотливая исследовательская работа по уточнению таких наблюдений – пока еще в начальной стадии. Зато значительную литературу – и во многом полемической направленности – вызвали приписки и исправления в тексте двух последних томов, тенденциозно изменяющие изложение и трактовку событий времени Ивана Грозного. И правка эта воспринимается как особо важный источник при изучении государственно - политической истории той эпохи и для ознакомления с политическими взглядами и моральными установками царя Ивана IV.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=