Всемирная СТ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 6 Несомненны и парадный характер Лицевого свода и сложность работы по оформлению его беловых листов с текстом, написанным каллиграфическим полууставом и с множеством миниатюр, к тому же во всех томах по единому принципу раскрашенных (в двух последних – о «летах новых» – миниатюры и заготовки к ним не раскрашены). Теперь все более уясняется, что первоначально составлялись черновики рукописей и заранее определялись и тематика миниатюр и место их на листе рукописи. Такую скрупулезную работу можно было осуществить только усилиями коллектива (или коллективов) и писцов и художников, а в «артели» миниатюристов, видимо, было разделение труда, позволявшее в ускоренные сроки выполнять такое ответственное задание. Совершенно очевидно, что это – работа и не одного года. В вопросе о времени оформления всего массива листов Лицевого свода нет единогласия. Исследование Н.П. Лихачевым в конце XIX в. водяных знаков (филиграней) бумаги листов этих рукописей вернуло памятник, относимый многими ранее к XVII столетию, ко второй половине царствования Ивана Грозного; хотя остается невыясненным: каким чудесным образом основной массив листов Лицевого свода, как и основной массив посольских дел конца XV-XVI веков, уцелели в лихолетье «смуты» начала XVII века. Соображения историка Н.П. Лихачева сразу же были признаны образцово доказательными виднейшим филологом и языковедом А.А. Шахматовым, а в советские годы наблюдения эти приведены как классический пример убедительного использования данных филигранологии для датировки рукописей в учебных пособиях авторитетнейших специалистов по источниковедению (М.Н.Тихомирова), палеографии (Л.В.Черепнина), в книге о текстологии Д.С. Лихачева. Полистное изучение в 1980 - е гг. А.А.Амосовым филиграней всех томов Лицевого свода подтвердило вывод Н.П. Лихачева: его бумага была изготовлена в конце 1570 - x начале 1580 - х гг. Тем не менее, и по сей день некоторые историки, опираясь на содержание и публицистическую тенденциозность приписок и исправлений в последних двух томах Лицевого свода, продолжают придерживаться мнения, что эта фальсификация (а, следовательно, и оформление белового текста) относится к предшествовавшим годам правления царя Ивана. При этом не следует упускать из виду то, что датировка бумаги фиксирует лишь время, ранее которого не могла быть создана данная рукопись, текст же ее может быть и копией ранее написанного. Не исключено, что первоначальный текст листов этого летописного свода был подготовлен еще в 1550 - е – 1560- е гг., а во второй половине 1570- х гг. царь Иван возвратился к этому замыслу и дал распоряжение подготовить беловой текст рукописи с миниатюрами, и правка, относящаяся к изложению времени его правления, была внесена именно тогда. Не установлены пока и имена руководителя (руководителей?) и исполнителей этой многотрудной и длительной творческой программы. В то же время общепринятым стало представление о взаимосвязи замыслов таких огромных литературно - официальных предприятий, как создание Лицевого свода, Великих Четьих - Миней и Степенной книги (задачей составителей которой было показать восхождение не только российской государственности, но и российской церкви по ступеням лестницы, ведущей к утверждению значения отечественной истории в мировой). И все это можно рассматривать и оценивать в контексте с другими начинаниями времени укрепления идеологии «самодержавства» и понятий о мировом величии России после победоносных достижений во внешней политике и реформ 1550 - х годов, а также с церковно - просветительской деятельностью митрополитов Макария и Афанасия. Несомненно и то, что Лицевой свод – показатель особо почтительного отношения в ту пору не только к значению изобразительного искусства – искусства фресок и икон (также и художественного шитья), но и искусства рукописной книжности. Напомним, что это и время творческой деятельности первопечатника Ивана Федорова и его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=