Всемирная СТ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 8 образцами для миниатюристов могли служить изображения и более древних иллюминованных рукописей. И в Радзивилловской летописи конца XV века (факсимильное издание которой было осуществлено в 1994 г.) художники, по мнению исследователей, при иллюстрировании текста использовали такие оригиналы, не сохранившиеся к настоящему времени. Исследований, посвященных Лицевому своду, особенно его миниатюрам и соотношению текста и рисунков, становится с годами все больше: в недавнее время вышли в свет и книги (докторские диссертации) моих учеников А.А.Амосова и В.В.Морозова. В различных изданиях – и исследовательского типа и популярных – все чаще воспроизводятся миниатюры листов Лицевого свода. Стали уделять пристальное внимание не только содержательной стороне памятника – исторической и художественной информативности его, идеолого - политической направленности, но и проблематике кодикологии (особенно в исследованиях А.А.Амосова) и текстологии. Кодикология – сравнительно недавно оформившаяся историко - филологическая научная дисциплина, изучающая историю изготовления, состав и судьбу рукописной книги. Лицевой свод, и прежде всего два последних тома его, – мое давнее исследовательское пристрастие. Первая работа, свидетельствующая об этом была напечатана как раз 50 лет назад (статья «Миниатюры Царственной книги как источник по истории московского восстания 1547 г.»). Наши познания и об эпохе Ивана Грозного, и о памятниках истории и культуры его времени, по сравнению с тем, что было известно ученым конца XIX в., существенно возросли. Но Лицевой свод – по справедливому замечанию А.А.Амосова – «скрывает от нас еще гораздо более, нежели рассказывает». Однако дальнейшее более углубленное исследование, «прочтение» и текста, и миниатюр Лицевого свода, изучение характера взаимозависимости текста и «зрительного ряда» существенно затруднено. Драгоценные рукописи должно оберегать от частого обращения к ним читателя, тем более от фото и киносъемок (и потому трудно переоценить и охранное значение факсимильного издания!). Столь большой формат рукописных фолиантов усложняет работу исследователя, тем более возможность тщательного сопоставительного рассмотрения миниатюр, выявление особенностей изображения в том или ином рисунке и в его раскраске. К тому же тома Лицевого свода разрознены, и находятся не только в трех хранилищах, но и в двух городах. И потому с середины XX века все настойчивее стремились обеспечить подготовку фотокопий всех листов огромного Лицевого свода. Когда по почину академика М.Н.Тихомирова была восстановлена Археографическая комиссия Академии наук и возобновилось многотомное издание Полного собрания русских летописей, М.Н.Тихомиров обратился к виднейшим тогда историкам и филологам с просьбой изложить свои пожелания о планах работы в сферах археографии и источниковедения. Д.С.Лихачев предложил подготовить хотя бы 20 – 30 экземпляров фотокопий всех листов Лицевого свода для крупнейших библиотек и хранилищ рукописей. По инициативе выдающегося историка церкви и археографа отца Иннокентия (А.И. Просвирнина) в издательском отделе Московского Патриархата изготовили десять экземпляров набора микрофишей, воспроизводящих все листы Лицевого свода. На Всесоюзной научной конференции «Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности» (в 1979 г.) особо указывалось на потребность в организации такой работы. В моем докладе постановочного характера «К изучению Лицевого летописного свода второй половины XVI века» (опубликованном в 1983 г.) призыв: «Необходимо принять меры к фототипическому воспроизведению всех листов Лицевого свода, тома которого рассредоточены по разным хранилищам. Важно, чтобы эти воспроизведения были в натуральную величину и с достаточной степенью точности передавали чернильные и карандашные пометы и исправления. Папки с фотокопиями всех листов Лицевого свода должны находиться в тех хранилищах, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODk4NTk=